— Ваш Сергей Зыков арестован,— сказали мне в учительской. И перечислили такие подробности, что стало ясно: это — не ошибка, не недоразумение, а преступление, которое ничем не смягчить, не оправдать.
Потрясенная, я слушала рассказ о своем ученике. Больно кольнуло слово «ваш». Почему мой? Тот девятый класс был сборным, новым для школы, я вела его всего два года, да и окончили те ученики школу десять лет назад. Но спорить со словом «ваш» не стала, ведь если бы Зыков отличился в труде или установил спортивный рекорд, я бы с гордостью произносила: «Мой ученик!»
К сожалению, мой Сергей сел на скамью подсудимых. Почему?
Утешительную версию изложила мне при встрече сестра Сергея:
— Дома он был совсем-совсем другим, А женился, появились новые друзья... Затянули его в нехорошую компанию...
Дико звучит слово «затянули» по отношению ко взрослому, сильному мужчине, у которого позади была армия, да и по роду своей работы он был хорошо знаком с советским законодательством. Почему Зыков потянулся к испорченным людям? В книге одного психолога я прочла: «...не бывает ни безмотивных преступлений, ни нормальных мальчиков, их совершающих. Любое асоциальное поведение мотивируется, имеет свои причины и истоки...» Так попробуем вспомнить прошлое. Может быть, оно даст ответ на вопрос, почему Зыков мог докатиться до такой жизни.
...Это был трудный класс. У его мужской половины, к сожалению, господстовал культ силы. Все мои усилия в первые месяцы работы с классом были направлены на то, чтобы развенчать власть главного «кулачника», а попросту говоря, хулигана. Он не давал покоя одному из одноклассников — умному, но чрезвычайно болезненному мальчику. Его мужественно защищали товарищи (конфликты происходили, естественно, не в присутствии взрослых), но среди заступников, помнится, не было Сергея Зыкова, Он держал нейтралитет, хотя физически был не слабее «диктатора».
Потом «диктатор» ушел в вечернюю школу, и Сергей Зыков как-то быстро выдвинулся в лидеры. Он хорошо учился, добился серьезных успехов в спорте, одевался по моде. В то время школьная форма для мальчиков была крайне непривлекательной, нескладной — костюм из толстой ткани темномышиного цвета. И когда Сергей приходил в школу в джинсах (тогда они были экзотической новинкой), он оказывался в центре внимания. Я говорила ему, что на занятиях лучше появляться в форме, что своей модной одеждой он обижает других ребят, родители которых не могут позволить себе такие затраты. Но Сергей не прислушивался к моим словам.
Помню я и такой поразительный случай: рассердившись на старосту за обидное замечание, Сергей дал девочке пощечину. Чрезвычайное происшествие бурно обсуждалось в классе. Но Сергей не очень-то раскаивался, буркнул расстроенной девочке, что просто не рассчитал удара. Сильный, привыкший повелевать, он не умел сочувствовать и сопереживать.
И все же черты эгоизма, душевной черствости в те годы не были явственно заметны, они растворялись в веселости и общительности Сергея, сглаживались в доброй школьной среде.
Лучше всего, как известно, характеры людей проявляются в коллективном труде, но трудовые бригады в нашей школе в то время еще не существовали, а в малопрестижном дежурстве по классу и генеральных уборках Сергей особо не отличался, как теперь говорят, не выкладывался.
Что ж, если говорить честно, внимательно присмотреться к Сергею я не смогла; в классе были учащиеся более, как тогда мне казалось, педагогически запущенные. Были проблемы, представлявшиеся нам более серьезными, чем некоторые отклонения от нормы в поведении Сергея Зыкова.
Значит, Сергей в школе не был понят нами, взрослыми, в полной мере, и что-то в его становлении осталось упущенным. Но ведь нельзя сказать, что школа не влияла на нравственный мир своих воспитанников. Литературу в классе вела прекрасная учительница. Ребята спорили, обсуждали на уроках проблемы чести, человеческого достоинства, порядочности. И на классных часах мы не проходили мимо конкретных случаев нарушений моральных норм. Но Сергею Зыкову все это, видимо, не запомнилось, не повлияло на него. Урок, да не впрок. Надо признать, недоработали, недоглядели Сложная это вещь — эффективность педагогического воздействия. Детей учит и воспитывает один и тот же учитель, но они вырастают очень разными не только по характеру, но и по своим взглядам и моральным устоям. Многое зависит от того, на какую почву ложится та или иная информация, какую нравственную основу заложила семья.
Странное дело: я, классный руководитель Сергея Зыкова, узнав о случившемся с ним, не воскликнула, негодуя: «Не верю! Не может быть!» А должна была бы, потому что в моем сознании имя Сергея никогда не ассоциировалось с чем-то дурным. Но, видимо, в глубине память хранила что-то настораживающее.
Помню, как в первый раз зашла к Зыковым, зашла без особого повода, поговорить. Мама, милая молодая женщина, не без гордости рассказывала о сыне. Он рос здоровым, умным, подвижным, не вызывал никакой тревоги. Поэтому родители, уезжая в длительные командировки, спокойно оставляли Сережу с бабушкой, которая души в нем не чаяла, опекала, заботилась о его благоденствии неукоснительно. Ясное дело, заботы не шли дальше кормления, гуляния, одевания и т. п. Родители же, скучавшие по сыну, посылали ему необыкновенные игрушки, красивые вещи, все, что могло порадовать мальчика и в какой-то степени компенсировать ребенку отсутствующих отца и мать. Родители чувствовали что-то вроде вины перед сыном.
Родилась маленькая сестренка: вся семья стала жить вместе, но подросшего сына баловали по-прежнему, и он уже явно тянулся к роскоши, к «фирмовым» вещам, у него уже сложилась привычка пользоваться благами, не им добытыми.
Меня всегда тревожит будущее тех детей, у которых абсолютно не совпадают две величины: то, что они получают, и то, что отдают.
И родителей Сергея я пыталась убедить в том, что линия их семейного воспитания не совсем верна, но они видели в моей тревоге типичные для учителей преувеличения.
Если в жизни ребенка не сбалансированы «дай» и «на» — это настораживает. Баланс этот касается не только материальных благ, но и моральных ценностей, того, какие чувству передают родители ребенку, оделяют ли его добротой и человечностью и что хотят получить в ответ.
Конечно, этот баланс не означает уравнивания: дети во все времена получали больше, чем могли давать в ответ. Но все равно важно с малых лет тренировать ребенка в отзывчивости и чуткости, объяснять ему не только на словах, но и на деле, что значит его отдача в отношении других.
В семье Зыковых сын жил на всем готовом, усвоив только слово «дай», Он привык только брать. И не только красивые, дорогие вещи, но и внимание, и заботу взрослых. Привык брать, не задумываясь, откуда и как достается родителям материальный достаток; привык брать такими дозами, будто все это не зарабатывается, а падает с неба.
Требование «дай!» со временем у таких детей может превратиться в приказ: «Вынь да положь!» А если родители не могут поддержать достаток на желанном уровне, ребенок «разочаровывается» в жизни, обвиняя в неурядицах своих близких. Эгоизм, озлобленность, рвачество, меркантильность — вот к чему приводит несбалансированность «на» и «дай» в жизни ребенка.
Очень трудная это проблема — достаток и дети. Глупо было бы требовать от родителей, чтобы они лишили детей того, что имеют, чтобы папа вел собственный автомобиль, а его сын втискивался в переполненный автобус, чтобы родители одевались по моде, а дочь ходила в обносках. Настораживает другое: зачастую дети не имеют представления о том, каким трудом достается все, что они получают.
В семье Зыковых дело обстояло именно так: Сергей не представлял себе, как тяжела и ответственна служба отца, как нелегка работа матери. Деньги тратились легко, значит, в его представлении, они легко и добывались. Думается мне, что именно привычка к благополучию, нездоровый аппетит к дорогим вещам, иллюзия, что деньги легко достаются, утянули Сергея в трясину преступлений. Собственная зарплата пока не позволяла ему жить на широкую ногу, а он желал жить только в свое удовольствие.
Не хочу быть понятой превратно: я вовсе не считаю материальное благополучие криминалом, мешающим правильному воспитанию детей, не призываю к искусственному аскетизму в семье. Мешает, на мой взгляд, неразумная, недальновидная родительская любовь, из-за которой отстраняют детей от всех домашних хлопот и забот, забывают справедливые принципы распределения материальных благ: «От каждого по способностям, каждому — по труду». Скажете: это не про семью, а про государство... Семья, думаю, может даже шагнуть вперед и сделать своим принципом: «От каждого — по его возможностям, каждому — по его разумным потребностям».
...Четвертый год я учу Митю М. Это — способный мальчик, но с каждым годом учится он все хуже, все более безответственно относится к школьным делам, но делается все более веселым и беззаботным, как будто его премируют за каждую плохую оценку и замечание на уроке.
Наконец, я поняла причину такого его поведения. В школе собирали сведения о том, как планируют провести лето учащиеся. И мои семиклассники заполнили короткие анкеты. Читаю Митины планы на каникулы: июнь — Крым, июль — Анапа, август — поездка в Болгарию.
Не слишком ли высокой и незаслуженной наградой является такой сказочный летний отдых для мальчика, который учится спустя рукава и нисколько не переутомляется? Родители Мити — образованные, интеллигентные люди, но я так и не смогла объяснить им, что, поощряя жадные аппетиты сына, без всякого основания погружая его в море бесконечного удовольствия, на фоне которого школьные будни, конечно, кажутся скучными, они сами убивают в мальчике желание учиться, добиваться своим трудом успехов в школьных делах и в жизни вообще.
Мы стремимся к повышению материального благосостояния. Материальное благополучие, заработанное долголетним, упорным трудом старшего поколения, создает предпосылки для безбедной и содержательной жизни наших детей, для всестороннего их развития. При одном условии: если человек не становится рабом вещей. Все зависит от того, чем живет-дышит семья, участвуют ли дети в коллективном труде, разделяют ли общие заботы, понимают ли, откуда у семьи достаток, или растут только бездумными и жадными потребителями материальных благ.
Вот почему так важно, чтобы семья стала коллективом, где дети имеют не только права, но и обязанности, где наравне со взрослыми посильно участвуют в общих делах— хозяйственных и творческих. Если мы даем детям модное, красивое, если предоставляем в их распоряжение все, что способно сделать жизнь человека полной, интересной, то обязаны приучить и научить детей трудиться, нести ответственность за порученное дело. Тогда они войдут в жизнь тружениками, которые станут честно и добросовестно трудиться на благо своей страны, а значит — и на свое благо.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: