Рассказы очевидцев

Задачка со многими известными

Терпение их лопнуло, когда они остались без хлеба. В прямом смысле. Без ржаного, пшеничного — всякого. И не потому, что вселенский мор напал на село Андреевское или, тем паче, на весь Александровский район, выметая все подчистую. Нет, хлеб в продажу поступал довольно регулярно. Но утром. Когда учителя учат детей. А вечером, когда они возвращались с работы, нагруженные кипами тетрадей, магазин являл им лишь свои пустые полки.

И тогда директор Андреевской сельской школы Виктор Александрович Козлов от имени своего коллектива попросил председателя сельпо Т. П. Кириллову разрешить продажу хлеба учителям через школьную столовую. В ответ получил — вы, конечно, уже понимаете — отказ, да еще и выволочку: зачем, дескать, отвлекает такой ерундой занятого человека (по нынешним временам, человека исключительно важного — начальника всей местной торговли!). И напоминание о том, что она, милейшая Татьяна Петровна, фактически задержала выполнение договора школы с птицефабрикой — о приобретении там, через сельпо, как положено, некоторого количества мяса и яиц,— ее не смутило. «Не одна у меня ваша школа, всем все надо»,— твердо закончила она разговор с надоевшим просителем.

И эта унизительная ситуация, и эта вполне реальная перспектива полуголодного существования, подрывающая последние попытки учителей сохранить свое профессиональное и человеческое достоинство, заставили их произнести совершенно немыслимое прежде слово — забастовка. В то же самое время оно прозвучало и в других школах района. Видно, витало в воздухе.

Правда, «хлебную» проблему для Андреевской школы удалось разрешить довольно быстро: под некоторым нажимом было получено «добро» на продажу хлеба через столовую. И ничего, мир от этого не перевернулся! Так разве нельзя было этого сделать раньше? Но как же это, — сразу отзываться на просьбы и идти им навстречу!

— Мы все вынуждены на полутора ставках работать, чтобы концы с концами сводить, дотягивать от зарплаты до зарплаты. Живем как роботы. И сами же понимаем, что такая наша жизнь не может обеспечить должное качество обучения и воспитания в школе,— горячо говорила завуч Лариса Николаевна Николаева.

Сельский учитель, в определенном смысле, крепостной. В деревне для него единственное место работы — школа. Поссорился, не нравится,— деться некуда, на переезд не каждый отважится. И все-таки уезжают...

За год из сел Александровского района ушли 40 преподавателей — из 350. Большинство уехавших — молодые специалисты, многих не смогли обеспечить жильем. А по стране картина еще более впечатляющая: из сельских школ уходит каждый четвертый молодой специалист, проработав не более 3 лет.

— Я живу в доме, принадлежащем школе. Продувают его все ветра, капитальному ремонту он не подлежит. Жить в нем невозможно, но и переселяться некуда,— рассказывает молодой преподаватель русского языка и литературы Андреевской школы Людмила Николаевна Козлова.— Воды нет, печь разжигать по часу приходится. Дрова-то сырые, лежат под открытым небом — негде их хранить. Если ближняя колонка замерзает, идем за водой через все село, а оно большое — тысяча человек живет. Бани нет, ехать нужно в райцентр, в Александров...

Останется ли при таких условиях Людмила Николаевна в Андреевском? Вряд ли.

Другая обладательница красного диплома пединститута говорила мне:

— Из нашего выпуска работать в школе остались только троечники...

Приходит в упадок система народного образования. Еще немного, и начнется полный ее развал. Как же в этих условиях будут учиться и воспитываться подрастающие граждане страны? Вопрос, что называется, риторический. Ответ на него очевиден.

Готовясь к забастовке, александровские преподаватели выработали ряд требований, среди которых увеличение отчислений на школу до 10 процентов от объема доходной части бюджета района — вместо нынешних 3,9 процента. Это позволило бы на 50 процентов увеличить расходы на обучение и содержание детей в школе и на 60 процентов — в дошкольных учреждениях. Сейчас эти затраты позорно низки.

По суммам, которые у нас выделяются на образование, мы с 6—7-го места в мире в 1960 году скатились через 17 лет на 60-е. А за последующие 13 лет передвинулись еще дальше назад.

В 1989 году затраты на образование одного человека составляли, по данным ЮНЕСКО, в Северной Америке 1257 долларов, а в СССР — 260 долларов. На каждого ученика средней школы, как подсчитали в Комитете по народному образованию СССР, приходится 295 рублей. Но это в среднем. А скажем, в Краснопламенской школе— 265 рублей, в Андреевской — 205.

Состояние помещений, в которых занимаются сельские дети, зачастую не отвечает элементарным нормам. Почти 80 процентов зданий не имеют водопровода. Самое простое дело — мытье рук — превращается в почти неразрешимую проблему, особенно в морозную зиму. Еще больше школ — без канализации. Надо ли говорить, какая благодатная здесь почва для всевозможных инфекционных заболеваний.

Наши общеобразовательные школы вообще обеспечены учебным оборудованием только на одну треть,— это если исходить из нормативов, рассчитанных советскими специалистами. А в сравнении с развитыми странами... Там на 100 учащихся — 6 компьютеров, не считая персональных, а у нас — 0,54. Комплектами вычислительной техники оснащены всего 13 процентов средних школ. Да и где брать эту технику? На какие средства? Одна надежда — на шефов. Но кто они — могущественные миллионеры? Увы... В деревне возможен один «спонсор» — колхоз (или совхоз). А многие хозяйства сами на грани банкротства. Что же с них взять школе?

Бедность, как говорится, не порок, но пора бы уж нам ее устыдиться и ликвидировать те привычные формы организации жизни, которые никак не дают нам прорваться к благополучию. «Мы бедны, потому что глупы, и глупы, потому что бедны»,— писал Д. И. Писарев более ста лет назад. Ох как справедливы его слова и по сей день! И чтобы разорвать этот порочный круг, надо прежде всего изменить на деле отношение к сфере народного образования.

Сегодня об интеллектуальном потенциале общества судят по его политической, правовой, экологической, коммерческой, компьютерной грамотности. А у нас перепись населения (1989 года) обнаружила 4,3 миллиона абсолютно неграмотных людей! В сельской же местности многих регионов таковых до 8 процентов. Вот вам и «ликвидация безграмотности». При этом людей функционально неграмотных (то есть обладающих документом о получении образования, но практически ничего не знающих и не умеющих) вообще никто не считал. Подсчитано лишь на Западе: от 10 до 25 процентов населения. У нас, боюсь, больше.

Так сколько же средств нужно современной сельской школе? По идее должно быть так: каждая школа сама определяет свои потребности. Затем роно подает сведения в область, область в республику. Однако у нас все еще действует принцип перевернутой пирамиды. Деньги отпускают сверху, и не сколько надо, а сколько можно в пределах, определяемых госбюджетом,— вот и приходится «по одежке протягивать ножки». А «одежка» все короче и короче...

На вопрос, как в Андреевской школе употребили бы деньги, если бы их прибавили, преподаватели стали перечислять: капитальный ремонт — раз. Хотя здание построено всего 25 лет назад, но проект устарел давным-давно. Учеников стало вдвое больше, чем планировали когда-то, и не хватает помещений. Нет игровых комнат, а многие дети практически весь день проводят в школе, на продленке, и очень устают. Нужны мастерские, спортивный зал, теплица-

Родители учеников мечтают и о бассейне при школе. Готовы даже из своей зарплаты выделить деньги на его строительство. Уверены, что бассейн быстро окупил бы себя,— можно ведь продавать абонементы, и среди взрослых нашлось бы немало охотников поплавать.

— Почему наши дети, если живут в деревне, должны быть всего лишены? — говорили с горечью Валентина Васильевна Акишина, Тамара Ивановна Сидорина, Татьяна Анатольевна Путилина, Евгения Ивановна Иванова. Как ответить на это «почему»?

Нищая школа — скудные, отсталые программы...

Собираются в Андреевской школе ввести платные дополнительные занятия для отстающих, организовать курсы подготовки в вузы; не безвозмездно будут оказывать помощь односельчанам в хозяйстве, например, со вспашкой огородов (работать будут на школьной технике преподаватель и ученики-старшеклассники, члены производственной бригады); платными станут кружки и секции; школа рассчитывает продавать рассаду и овощи, выращенные на опытном участке, и т.д. Долго перечисляет Виктор Александрович Козлов, как собирается педагогический коллектив входить в рыночную экономику, и вдруг у него вырывается:

— Да разве ж это наше дело — заниматься коммерцией? Не привыкли к этому педагоги. Неловко им брать деньги со своих же соседей за дополнительные занятия с их детьми. Конечно, они тратят лишнее время, труд, но не так мы воспитаны. Школа должна давать знания, а не приучать к крохоборству...

Трудно не согласиться с В. А. Козловым: вряд ли зарабатывание денег — дело школы. Школа у нас государственная, вот государство и должно заботиться о ней. Иное дело — частные школы. Они, по мнению педагогов, тоже нужны, но лишь наряду с государственными, чтобы у родителей и учеников был выбор, где и у кого учиться. Но когда же наступит такое время?

— Нам до него не дожить,— говорили пессимисты.

— А может, еще и застанем, если будем бороться,— парировали оптимисты, из тех, кто наиболее энергично поддерживал идею забастовки сельских учителей в Александровском районе. За последнее время во многих городах — в Москве, Ленинграде, Ульяновске, Свердловске, Томске, в Кузбассе — учителя проводили или готовились провести однодневные предупреди- тельные забастовки.

А быть пассивными наблюдателями учителя больше не намерены. Ни городские, ни сельские.

Светлана АМЕЛЕХИНА

Рекомендовать:
Отправить ссылку Печать
Порекомендуйте эту статью своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для участия в бонусной программе и в розыгрыше ПРИЗОВ!
См. условия подробнее

Комментарии

Новые вначале ▼

+ Добавить свой комментарий

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.

Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети:


Внимание, отправка комментария означает Ваше согласие с правилами комментирования!

Рассказы очевидцев

  • Барятинский женский монастырь
    Каждый раз, когда я уезжаю из монастыря, «Ангелов вам», — напутствуют меня на прощание сестры. Инокиня Досефея собирает в дорогу снедь. Матушка дарит очередную порцию книг, садится за руль «Москвича» и везет меня в Малоярославец на московскую электричку.
  • Это недетское детское кино
    Вообще тема отсутствия контакта между детьми и взрослыми, взаимонепонимания, одиночества и тех и других стала одной из центральных тем фестиваля.
  • Наша речка Сумерь
    Больше всего там нравилась мне речка, которая протекала за нашим огородом, под горой. Называлась она очень красиво — Сумерь. Берега ее заросли ивняком, ольхой, черемухой. Местами речка была мелкой и быстрой. Местами глубокой и медленной. Где — широкой, а где — такой узенькой, что ее можно было перепрыгнуть с разбега.
  • Владимир Гостюхин: «Будут внуки — надо их учить жить смелее».
    Напряжение было столь велико, что после финальной сцены самоубийства, вошедшей в фильм вторым дублем, я упал на руки режиссеру и не приходил в себя минут пятнадцать...
  • Белая ворона
    Николай Михайлович видел: люди жили бы мирно и дружно, если бы не нарочитое подогревание страстей. Его коробили высказывания вроде тех, что татары, мол, лучше живут, у них дома побогаче, потому как они умнее других, меньше грешат. Он старался не обращать внимания, относил это к «пережиткам прошлого», издержкам низкой культуры.
  • Беспокойство
    Два следа, две узорчатые строчки по краю большой лесной поляны. Здесь прошла утром по свежевыпавшему снегу пара рябчиков. Из любопытства двинулся было за ними, а потом остановился и долго смотрел на их согласный, любовный ход. близко друг от друга — как под ручку шли.
  • Беспредел
    Эта дикая история, произошедшая на бывшем монастырском подворье, — из ряда тех, что трудно осмыслить и объяснить. Она снова ставит все те же жгучие вопросы: есть ли предел нравственному падению нашего общества? И где же выход?
  • "Будь они прокляты, эти орехи!"
    А складывалась судьба у Самвела трудно. Мучила несправедливость наказания. К тому же в колонии здоровье резко ухудшилось. Положили в тюремную больницу. А там врачи установили, что у Самвела туберкулез легких.
  • Бумеранг.
    Так палач, исправно служивший государственной системе террора и уничтожения собственного народа (геноцида) — под знаменем, конечно же, социализма и во благо народа! — в одночасье стал жертвой этой системы, а точнее, тех своих коллег и сотоварищей, с которыми вместе управлял ею под предводительством Сталина.
  • Чужой среди своих.
    Он посягнул на «святая святых» — сравнил средние заработки рабочих, колхозников, учителей с окладами партийных и советских работников которые недавно были повышены.
  • ДЕЛАТЬ «ПЫЛКО ДА ОХОТНО»
    Всякое лето папа вез нас на свою родину, в маленькую деревеньку Бугино, что на берегу Северной Двины. Каждый день для нас, ребятишек, оборачивался здесь новой чудной сказкой, в которой героями становились и мы сами.
  • Деревня должна поменять веру.
    Нет ничего проще, чем создать в нашей стране изобилие продуктов. Можно сказать, пустяковое дело. Государство, власть раздают землю тем, кто хочет.
  • Дядь Саша
    Вошла молодая женщина с мальчиком лет пяти. Из-под козырька меховой с завязанными ушами шапки видны лишь хлюпающий нос да два бдительных глаза.
  • Для красоты и созерцания.
    В погоне за «бабками» за кружево не сядешь. А ведь какая красота! Жизнь нельзя упрощать бесконечно, это всегда оборачивается бездуховностью.
  • Дунинские петухи.
    ...Дунинские петухи начинали петь затемно. Петух сидел на высокой жердочке и дирижировал деревенским утром. Потом гудел рожок пастуха. До сих пор помню чувство протеста, которое вызывал у меня этот вовсе не музыкальный звук.
  • "Душа моя чиста".
    До сих пор остается загадкой, на какие деньги он жил, ибо их у него никогда не было: Коля был хроническим бессребреником.
  • Если вы одиноки
    Повезло мне в тот раз, повезло, досталась «Реклама», обычно раскупаемая мгновенно, стали печатать в ней объявления службы знакомств, о чем город гудел. Самые разные слышал я суждения о таком начинании. Своими глазами читал впервые.
  • «Если вы подружились в Москве»
    Конечно, нет к прошлому возврата. Прошлые радости и огорчения уже пережиты. Но какое-то отчаяние охватывает, наполняет тебя, когда межнациональная грызня выбивает из колеи, мешает людям жить в мире и дружбе.
  • Коня купил...
    Но мне уже успело это понравиться: коня купил, а?! Все-таки заговорила кровь, заговорила. Да и что там ни говори — поступок. Это вам не джинсы там и не «видик» — это конь!
  • «ХРАНЮ, КАК САМУЮ СВЯЩЕННУЮ РЕЛИКВИЮ...»
    В вишневом саду на открытой поляне стояли «солнечные» часы, на крыше школы был флюгер. И часы, и флюгер сделал папа. Он так много умел, что если взять и все перечислить, не хватило бы, наверное, целой страницы.
  • Как я работала гувернанткой.
    Но самое любопытное, что фирма, с которой я заключила договор на столь приятное времяпрепровождение, исчезла... А вместе с ней и моя зарплата. Так что остались только воспоминания. Да эти записки.
  • Как перевелись барсы на Енисее.
    Давным-давно жил да был на берегу Енисея старый-престарый старичок, и был у него такой же старый конь Савраска, по прозванью Губошлеп.
  • Кое - что о ТОПОРЕ.
    Казалось бы, что может быть проще обыкновенной двуручной пилы? Однако пилить ею тоже надо уметь, особенно если речь идет не о лежащем в козлах бревне, а о дереве, когда пропил надо делать горизонтально, да еще так низко, что приходится стоять на коленях.
  • Кому нужна война с мужиком?
    Так что начинал Рузвельт с нуля — со строительства. Перегородили его ребята громадный бетонный ангар кирпичной стеной, побелили, провели тепло, установили клетки — своими руками, за свой счет.
  • Кому нужны копилки
    — Почему копилки? Ну, вообще это могло быть все, что угодно. Я, как всякая женщина, человек практичный. Можно ведь сделать красивую вещь, но она будет бесполезной, правильно? А копилка — это серьезно.
  • Контакты второго рода
    История эта достаточно типична, по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, как правило, контакт весьма краток. Обитатели тарелок долго наблюдать за собой не позволяют. Во-вторых, в контакт вступают люди неподготовленные. Специалисты узнают о контакте с большим запозданием, когда на месте посадки НЛО уже нет.
  • Кошечка взаймы
    Словосочетание «печки-лавочки» невозможно перевести на иностранные языки. По отдельности значение каждого слова здесь вполне понятно, конкретно; соединенные же вместе, они теряют свой прямой смысл и обретают...
  • Красный день.
    Часов у меня нет, я знаю только, что надо торопиться. Подъем занимает минуту-полторы, но взбегать приходится с задержанным дыханием. Чуть расслабишься, чтобы перевести дух,— сдвинуться потом трудно.
  • Крепко и государство.
    Так мы с мамой встретили тогда Рождество. Детишки уже заснули. Это было на Павловской. Мы были там очень бедны, но счастливы.
  • Курица - не птица?
    Петухов в хозяйстве было два — старый и молодой. Станешь сыпать корм, они друг друга оттирают, и каждый норовит своих кур поближе подтолкнуть. Тронет клювом зернышко, покажет— клюй, мол, да порасторопней!
  • «Левша» за работой.
    Познакомьтесь: педагог не по диплому, а по призванию. Иногда таких называют чудаками. Безусловно, ласковое слово «чудак» подходит для тех, чья «странность» настоена на чистом альтруизме.
  • Любовь с печалью пополам.
    Может, это уж и впрямь возрастное, но что поделаешь: тянет какая-то неизъяснимая сила снова поближе к деревне, ее быту, к дому крестьянскому, хлебу, пашне... А прикоснувшись, приобщившись, хотя бы на время, ко всему этому, с горечью убеждаюсь, как много хорошего, мудрого и доброго ушло из крестьянской жизни.
  • "Люди меня боялись..." Исповедь бывшего сельского участкового инспектора.
    Приходилось ли выпивать самому? Ясное дело, приходилось. Как говорится, служба заставляла. Но пил я не какую-нибудь гадость, а только водочку или коньяк. Придешь, бывало, вечером в подсобку сельпо, чтобы узнать, как идут дела, а здесь тебе уже стол накроют, с выпивкой, закуской — все как полагается. Потом в дорогу сверточек с продуктами, а как же! Колбаски там, ветчинки, консервов... Но все — в меру.
  • МАЕЧКА
    Сама Маечка ничего не рассказывала о своей семейной жизни. Она вообще никогда не принимала участия в наших нервных и жалобных рассказах друг другу о мужьях, детях, хозяйстве, здоровье.
  • Мечта о ночлеге.
    Но как осуществить эту, казалось бы, такую простую, безыскусную мечту? Не скажешь же удивленным хозяевам: хочу тут у вас переночевать! Почему? Зачем? Что случилось? Естественные, право, вопросы, если твой законный ночлег отсюда всего в двадцати минутах ходу.
  • МОЙ ДУХОВНИК
    Мы ведь видим только одну сторону жизни священника — его службу в церкви. Остальное (быт, радости, горести) как бы за семью печатями.
  • Напрасно родные ждут сына домой...
    В тот день рядовой Анатолий Чмелев был дневальным по госпиталю. Столкнувшись на лестнице с санитаром Павлом Эунапу, услышал приказ: вымыть полы. Анатолий удивился: а почему, собственно, он, больной, должен это делать?
  • Несостоявшийся полёт
    Какими они были, избранницы космического века, окрыленные фантастически дерзновенной мечтой полета в неизведанное, манящее тайной пространство?..
  • Ничего, что я пляшу в галошах?
    Телевидение снимало «Русский дуэт» на платформе и площади Ярославского вокзала. Как только они запели, вокруг собрался народ, который сам стал участником этого представления: в образовавшийся возле выступающих круг влетело несколько женщин и мужчина, они стали подпевать и приплясывать.
  • О время-времечко!..
    На моих глазах умерло несколько деревень в округе. Зрелище — не приведи Бог! Умерла и наша. Надо было искать другую.
  • Память - в сегодняшних делах.
    Постоянно трудиться, помогать родителям й воспитании их мальчишек и девчонок — это от доброты сердечной и от понимания того, какое значение для человека имеет детство.
  • Пили, но в меру.
    Юношей мне доводилось частенько бывать на этой пильне и видеть бешеное челночное мелькание целой дюжины пил, зажатых в механическую пилораму, которые разом выплевывали по нескольку досок.
  • Платье Мельпомены
    Сократа очень уважали на нашей улице. И на соседних тоже. Знакомые и незнакомые люди обращались к нему за советом в спорных делах, и он всегда находил справедливое решение.
  • Пока остаюсь „рекордсменом"...
    Что ж, буду кормить себя сам! Да еще и детям помогу. Как? А вот как: построю сарай, завезу пару кабанчиков, куплю десятка полтора хохлаток, да разработаю соток десять огорода под овощи.
  • Полмешка ржаных сухарей.
    Ехали в теплушке, вместе с другими заводскими, в тесноте, да не в обиде. Вскоре раздали сухой паек — сухарями. На семерых получилось полмешка ржаных сухарей, которым особенно обрадовалась бабушка Наташа. Она готовила пищу, а продукты были уже на исходе.
  • ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ.
    Все-таки это странно — разгуливать средь бела дня, когда вокруг полно врагов. Неужто дыхание весны пересилило извечный инстинкт самосохранения? Да мало ли о чем можно гадать, и все будет правдоподобно, но, увы, недоказуемо...
  • Расстрелян и... оправдан.
    С горя Саша начал пить. Вскоре с ним стряслась еще одна беда. В закусочной вспыхнула драка. Когда приехала милиция, все разбежались, а Зайцев не успел. Получил два года за хулиганство. Их он отбыл полностью.
  • «Русь» — кормилица
    Итак, у нас репутация защищает... от законов. Это абсурд, несуразица, двусмысленность положения просто бросается в глаза. Когда же мы решительно поумнеем? И перестанем противиться здравому экономическому смыслу?
  • С Бывалым чего не бывало!
    По уверению Евгения Моргунова, в четырнадцати-пятнадцатилетнем возрасте он был «болваночник». В суровые военные годы (1942 г.) работал на заводе «Фрезер», изготовлял болванки для артиллерийских снарядов.
  • Сыновья Старой Кати
    Наша узкая, бугристая улочка, берущая начало внизу, в городе, упрямо взбиралась наверх, к садам и виноградникам. С соседней горы она казалась рекой.
  • Соловушка.
    Необыкновенная труженица, мастер, автор многих песен, романсов, чуткий аранжировщик известных произведений, свою задачу Евгения Смольянинова видит в том, чтобы донести до слушателя здоровое начало нашей национальной культуры.
  • «...Сперва родство, а потом все остальное».
    Август. Тенистые кроны каштанов окружают гостиницу «Киев». По ступенькам спускается стройный загорелый человек, возраст которого — семьдесят девять лет — повергает в изумление каждого, кто с ним знаком.
  • Старая школа.
    Ученики жгут свою школу. И день, и два... и четвертый год подряд. Нет, нет, не заколдованная школа, если может (дотла все-таки не выгорая!) столь долго гореть; нет, нет, и в учениках не найдем ничего демонического, обычные деревенские ребята.
  • ТВОРЦЫ ОСТАЮТСЯ
    О земле нельзя так протокольно. Земля — это и песня, и сказка, и кормилица наша. Только с добрыми, любящими ее людьми она поделится щедростью своей.
  • Убийство по заказу.
    Но чем дальше продолжалось следствие, тем менее убедительными выглядели объяснения Ольги. К этому времени удалось отыскать обладателя желтой рубашки.
  • Улыбка жены.
    И всю дорогу до места работы помнил и чувствовал на себе свет этой улыбки. И потрясенно качал головой: неужели она почувствовала, что мне приснилось прошедшей ночью?
  • У русских американцев.
    Прекрасно управляя машиной, совершая головокружительные виражи, Мариля не раз до упоения катала нас по гористым улицам Сан-Франциско — одного из красивейших городов мира, главного порта страны на Тихом океане.
  • ВАЛЕНКИ
    У меня холодеет сердце, когда вижу, как обута добрая половина нашей детворы и молодежи: ходить по снегу в кроссовках, сапожках или ботиночках — безумие!
  • "Ваш Зыков..."
    ...Это был трудный класс. У его мужской половины, к сожалению, господстовал культ силы. Все мои усилия в первые месяцы работы с классом были направлены на то, чтобы развенчать власть главного «кулачника», а попросту говоря, хулигана.
  • В книгах и в жизни
    Фраза у Голявкина короткая, «голая», словесных украшений — почти никаких. Зато уж тайной словорасположения, тайной интонации, тайной звучащей речи Голявкин владеет в совершенстве.
  • Зачем мятутся народы?
    В деревне его ждали, и если лето подходило к концу, а Бекташ все не появлялся, бабы начинали тревожиться, строить самые разные домыслы, которые с каждым днем становились все страшнее.
  • „Заглянуть в Зазеркалье"
    Писать о людях необычных, редких способностей и знаний, с одной стороны, просто, потому что интересно, с другой — невероятно сложно.

Самое популярное

Сколько раз "нормально"?

Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.

Лучшая подруга

У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.

Хорошо ли быть высоким?

Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.

Как размер бюста влияет на поведение мужчин.

Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.

Подражание и привлекательность.

Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.

Почему мой ребенок грустит?

Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?

Если ребенок не успевает в школе.

Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?