Вот вы пришли будить своего сына-подростка, чтобы ехать на дачу. А он, не открывая глаз, потянулся и, отвернувшись, побормотал: «Я сегодня никуда не поеду. Делай со мной, что хочешь, а я в выходной день хочу выспаться и отдохнуть». Какие первые слова вы скажете? «Что ты такое несешь! Как это ты не поедешь?! Сейчас отца позову!»
А вот если будете действовать в системе активного слушания, первой будет фраза понимания: «Ты не хочешь сегодня ехать на дачу». Этим вы даете сыну понять, что услышали и поняли его. Удивительно, но факт, вы сами в этом убедитесь, напряжение спадет, и вы сможете начать разговор. Итог вашей беседы может быть разным. Но сын четко будет знать, что вы его услышали и поняли. В первом варианте, в общем-то, естественной родительской реакции вы оставляете своего ребенка один на один со своими переживаниями. Ему кажется, что его чувства вам безразличны, и что бы вы дальше ни говорили, он все будет принимать в штыки. А вот во втором случае, дав сразу сыну понять, что вы его услышали, что вы сопереживаете, появляется перспектива конструктивного решения проблемы.
Или еще знакомая ситуация. Дочь, придя из школы, сбрасывает на пол куртку и кричит: «Никогда больше не надену это старье!» Многие отцы, да и матери в таком случае не то что крикнуть, ударить могут. А ведь это не успокоит ребенка, а, наоборот, еще больше усугубит ситуацию. А по законам активного слушания нужно сказать: «Тебе очень не нравится твоя куртка. Да, ты действительно ее давно носишь». Эти фразы, поверьте, подействуют на дочь магически. Они и будут ключом к вашему взаимопониманию.
Сформулируем некоторые правила активного слушания:
Правило первое. Если вы решили выслушать ребенка, то должны повернуться к нему лицом и стать или сесть так, чтобы смотреть ему прямо в глаза. Таким образом вы даете ему понять, что готовы не просто слушать, но и слышать его.
Правило второе. Не задавайте ребенку никаких вопросов. А свои комментарии-ответы преподносите только в утвердительной форме.
Правило третье. После каждой своей реплики делайте паузу для того, чтобы ребенок мог разобраться в своих переживаниях и почувствовать ваше присутствие.
Правило четвертое. Отвечая, вы можете сначала сформулировать, что вы поняли из эмоционального сообщения ребенка, а уже потом назвать, определить его чувства.
А теперь попробуем разобраться, как их можно применить на практике.
Вот сын пришел из школы. Он всю дорогу собирался с духом, чтобы поделиться с родителями своими проблемами. Заходит в дом, здоровается, но ему никто не отвечает. Заглянул на кухню, мама стоит у плиты и одновременно смотрит телевизор. «Ма-ам! Я пришел», — говорит сын. «Давай мой руки и за стол!» — отвечает мама, не отрываясь от телевизора. Сын идет в ванную, но вдруг звонит его мобильник и он начинает громко говорить о чем-то другу. Отец из зала, где тоже смотрит телевизор, кричит: «Тише ты, дай телевизор посмотреть!»
Помыв руки, и вернувшись на кухню, сын все же пытается рассказать матери о том, что произошло в школе, но мать так и не отрывается от телевизора, слушая вполуха. В конце концов мальчик звонит другу и уходит на улицу.
Когда родители через некоторое время начинают возмущаться, почему сын все время проводит на улице, не слушает того, что они ему говорят, они будто забывают о том, как встречали сына, приходящею из школы. На улицу ребенка тянет не потому, что он бездельник, а потому, что он хочет, чтобы его кто-то выслушал. Кстати, как показывают социологические исследования, в сети деструктивных религиозных сект чаще попадают как раз подростки, у которых нарушен контакт с родителями.
комментариев: 3
комментариев: 1
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
комментариев: 2
комментариев: 1
Не ждите самого подходящего времени для секса и не откладывайте его «на потом», если желанный момент так и не наступает. Вы должны понять, что, поступая таким образом, вы разрушаете основу своего брака.
У моей жены есть лучшая подруга. У всех жен есть лучшие подруги. Но у моей жены она особая. По крайней мере, так думаю я.
Исследования показали, что высокие мужчины имеют неоспоримые преимущества перед низкорослыми.
Из всех внешних атрибутов, которыми обладает женщина, наибольшее количество мужских взглядов притягивает ее грудь.
Если мы внимательно присмотримся к двум разговаривающим людям, то заметим, что они копируют жесты друг друга. Это копирование происходит бессознательно.
Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
Школьная неуспеваемость — что это? Лень? Непонимание? Невнимательность? Неподготовленность? Что необходимо предпринять, если ребенок получает плохие отметки?
Комментарии
+ Добавить свой комментарий
Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии. Войдите, пожалуйста.
Вы также можете войти через свой аккаунт в почтовом сервисе или социальной сети: